19.06.2013

"Полис доступности. Медицинское страхование становится обязательным и для граждан, и для медицинских учреждений всех форм собственности".

— Какие изменения в системе ОМС уже произошли в 2013 году?
— С 1 января 2013 г. осуществлен переход на полный тариф оплаты медицинской помощи. В условиях прежнего законодательства система обязательного медицинского страхования частично обеспечивала затраты медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи: расходы на заработную плату с начислениями, больничное питание, приобретение медикаментов и расходных материалов. В условиях полного тарифа за счет средств ОМС покрываются все статьи расходов медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением капитального строительства и дорогостоящего оборудования, которые, как и ранее, обеспечиваются за счет средств соответствующих бюджетов.
С 2013 года в базовую программу ОМС включена скорая медицинская помощь. При этом принципы оказания скорой медицинской помощи остаются прежними — всем нуждающимся, бесплатно и безотлагательно — и финансовое обеспечение этого вида помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования всем застрахованным по ОМС лицам, незастрахованным – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом результатов деятельности соответствующих медицинских организаций.
Также с 2013 года расходы по финансовому обеспечению мероприятий по диспансеризации определенных групп населения и дополнительной медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками первичного звена здравоохранения, осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования, выделяемых ФОМС на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования субъектам Российской Федерации.
В 2012 году на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направлено в регионы 641 млрд. руб., в том числе из нормированного страхового запаса — 29 млрд. руб. В 2013 году в бюджете на эти цели предусмотрено в 1,5 раза больше средств — 985 млрд. руб. Для сравнения: в 2011 году уровень финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования составлял 581 млрд. руб.
— В настоящее время подведены предварительные итоги приоритетного национального проекта «Здоровье». Довольны ли ходом реализации нацпроекта и его результатами? Какое участие принимал ФОМС в данном проекте?
— Приоритетный национальный проект «Здоровье» привнес жизненную энергию и дал большой импульс для развития и совершенствования российского здравоохранения. Благодаря масштабной программе в сфере здравоохранения произошли качественные изменения. С 2006 года финансовое обеспечение отдельных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось за счет средств федерального бюджета, в том числе:
осуществление денежных выплат медицинским работникам первичного звена;
проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оплата родовых сертификатов.
На реализацию указанных направлений проекта «Здоровье» с 2006 по 2012 год из бюджета Федерального фонда ОМС было выделено 275 млрд. руб.
Главной задачей проекта «Здоровье» являлось сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни, повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, а также реализация мер по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
— Какие механизмы были предусмотрены для реализации поставленных задач?
— Прежде всего, это финансовые механизмы стимулирования деятельности врачей и среднего медицинского персонала по раннему выявлению заболеваний, в том числе социально-значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний), в рамках диспансеризации детского и взрослого населения, а также создание условий, необходимых для повышения привлекательности первичного звена оказания медицинской помощи среди медицинских работников.
— А каковы результаты диспансеризации? Можно ли говорить о ее эффективности?
— Диспансеризация работающих граждан проводится на территории Российской Федерации с 2006 года, и за время ее проведения было выявлено около 11 миллионов больных, в том числе онкологическими заболеваниями, что не только отразилось на показателях первичной и общей заболеваемости населения, но и позволило достигнуть значительного снижения уровня смертности населения и преодолеть демографический кризис в стране.
— Какому направлению, помимо диспансеризации, также уделялось особое внимание?
— В рамках национального проекта «Здоровье» особое внимание уделялось совершенствованию службы родовспоможения, повышению рождаемости в регионах. В 2006–2012 годах из бюджета Федерального фонда ОМС на данное направление было выделено около 109,6 млрд. руб. Внедрение родового сертификата позволило решить главные задачи данного направления — сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка, повышение доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание условий для рождения здоровых детей, а также повышение уровня заработной платы медицинских работников службы родовспоможения и детства.
— В модернизации системы акцент был сделан на региональное здравоохранение субъектов РФ. На что это направлено?
— Цель модернизации здравоохранения — повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Для этого из бюджета ФОМС выделено 460 млрд. руб. на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами.
Проведенные к 2013 году мероприятия позволили обеспечить в учреждениях здравоохранения условия для оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными порядками и стандартами. К началу 2013 года завершено строительство 71 учреждения здравоохранения, ремонтные работы в полном объеме завершены почти в 3 тыс. учреждений здравоохранения, закуплено и поставлено в медицинские учреждения более 310 тыс. единиц оборудования, в том числе около 18 тыс. единиц дорогостоящего медицинского оборудования (магнитно-резонансных и компьютерных томографов, эндоскопического оборудования, УЗИ аппаратов и др.), более 1300 единиц санитарного транспорта, почти 200 единиц мобильных комплексов для оказания медицинской помощи сельскому населению.
Результатом информатизации здравоохранения стало более чем четырехкратное увеличение количества оборудования, позволяющего организовывать видеоконсультации. Так, если в 2009 году общее количество комплектов подобного оборудования в целом по Российской Федерации составляло 887 единиц, то сегодня такого оборудования уже более 4 тыс. единиц. Это позволило приблизить специализированную медицинскую помощь в отдаленные, в том числе сельские, районы.
В рамках мероприятий программы «Земский доктор» в сельские населенные пункты дополнительно привлечено 7,8 тысяч молодых специалистов, которым выплачено 7,8 млрд. руб. компенсационных выплат за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
— С 1 мая 2011 г. начался обмен полисов ОМС на полисы единого образца. В связи с этим у граждан возникает много вопросов, и один из самых главных вопросов: для чего это нужно?
— Действительно, еще одной новацией, призванной сделать для граждан общение с медицинскими организациями еще более комфортным, является полис ОМС единого образца. Данная мера позволяет минимизировать возможность отказа гражданам в получении медицинской помощи на другой территории и обеспечивает получение медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на всей территории Российской Федерации. Кроме того, речь идет о создании в Российской Федерации единой базы застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование информации: в предыдущие годы количество застрахованных граждан превышало количество граждан в стране.
С 1 мая 2011 г. в стране уже началось введение полисов единого образца, но выданные ранее полисы будут действительны до полной их замены, и граждане могут получать по ним всю гарантированную государством медицинскую помощь в полном объеме. Медицинские организации не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи гражданину, если он не заменил полис старого образца на новый. Обмен полисов ОМС будет осуществляться постепенно.
Регионы могут выбрать различную форму полиса: бумажный полис, электронный полис в виде пластиковой карты или полис в составе универсальной электронной карты гражданина.
— Что изменится с введением в обращение полиса ОМС нового образца?
— Полисы нового образца решают многие проблемы, с которыми гражданам приходилось сталкиваться ранее. В первую очередь, владельцы полисов ОМС получат возможность пользоваться бесплатной медицинской помощью на всей территории России, вне зависимости от места регистрации. Место регистрации не является основанием для отказа в выдаче полиса гражданину, поэтому он сможет получить его в любой страховой медицинской организации на территории субъекта Российской Федерации, включенной в реестр участвующих в ОМС, в которую решит обратиться.
Ощутимо изменится и обслуживание пациентов в поликлиниках. Уже к 2013 году запись к врачу в электронном виде организована почти в 4 тыс. учреждений здравоохранения. Организация электронной записи пациентов к врачам через Интернет и инфоматы позволила создать более комфортные условия для обращения за плановой медицинской помощью, а также сократить сроки ее ожидания.
— Может ли пациент, прикрепленный к одной медицинской организации, получить специализированную медицинскую помощь бесплатно в другой медицинской организации?
— Безусловно. При невозможности оказания медицинской помощи того или иного профиля в медицинской организации по месту жительства (прикрепления) данные услуги оказываются бесплатно в других медицинских организациях по направлению лечащего врача.
— В системе ОМС могут работать частные клиники?
— По новым правилам пациент может самостоятельно выбрать себе поликлинику и лечащего врача. В соответствии с законодательством Российской Федерации к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования могут быть отнесены организации любой организационно-правовой формы, поэтому бесплатную консультацию и лечение можно получить не только в госучреждениях, но и в частных клиниках, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС. Количество медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации территориальных программ ОМС ежегодно увеличивается.
— Как не ошибиться при выборе страховой медицинской организации?
— С 2012 года ежеквартально проводится расчет показателей оценки деятельности страховых медицинских организаций и составляется рейтинг страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. С рейтингом можно ознакомиться на официальном сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования и в субъектах Российской Федерации на официальных сайтах территориальных фондов ОМС.
— Имеют ли право на скорую медицинскую помощь гражданин, у которого нет полиса обязательного медицинского страхования, и иногородние граждане?
— Экстренная и неотложная медицинская помощь (скорая помощь) оказывается всем гражданам, в том числе иностранным и лицам без гражданства, бесплатно независимо от наличия паспорта, полиса ОМС, места регистрации и социального статуса.
Граждане России имеют право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, независимо от места постоянной регистрации или выдачи полиса. При этом оплата стоимости медицинской помощи иногородним гражданам осуществляется в форме взаиморасчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/anons/publication/jurist_053013


Возврат к списку


   
Президент России Президент России
Правительство РФ Правительство РФ
Минздрав РФ Минздрав РФ
ФФОМС ФФОМС
Кабинет Министров РА Кабинет Министров РА
Государственный Совет-Хасэ РА Государственный Совет-Хасэ РА
Минздрав РА Минздрав РА